Зарубежные авторы говорят о развитии у многих алкоголиков так называемого алкогольного невроза. Действительно, у больных, еще до выраженной деградации, могут появляться разные невротические симптомы, в том числе и нарушения сна. Однако, как и всякие неврозы, их надо лечить у врача, а не добавлением новой порции алкоголя. Этот допинг не только не дает никакого улучшения, но усугубляет и без того плохое состояние пьющего. Пробуждение после такого «снотворного» — не из приятных: человек чувствует себя разбитым и «вынужден» вновь прибегнуть к спиртному, чтобы «ожить». Создается замкнутый круг: чтобы заснуть—надо выпить, чтобы проснуться в удовлетворительном состоянии— надо выпить, чтобы иметь возможность работать — надо выпить, чтобы поесть с аппетитом и хорошо провести вечер — тоже, надо выпить. Разорвать это порочное кольцо скорее других может женщина.
Не получается у жены — и человек приносит в жертву «зеленому змию» все самое лучшее, что было у него в жизни. Причем приносит сам, по собственному желанию, не сожалея об этом. К тому же. он «обижается» на тех из своих близких, кто препятствует ему.
Все попытки «спасти» будут бесплодными до тех пор, пока сам «утопающий» не начнет серьезно опасаться, за свое здоровье. Нельзя сказать, что у него никогда не появляется желание вырваться из кабалы алкоголя, но оно возникает только тогда, когда становится особенно худо. Однако именно в этом состоянии обреченный человек бороться уже не может и.... обращается «для облегчения» к своему постоянному, но коварному другу — спиртному. Благодаря ему он получает на какое-то короткое время небольшое облегчение, но одновременно испаряются остатки критики и откладывается «на потом» неприятная необходимость проявить усилие, собрать волю, чтобы воздержаться от выпивки. При протрезвлении чувство безнадежности и беспросветности вспыхивает с такой силой, что вновь невозможно обойтись без водки. И так продолжается до тех пор, пока в силу вмешательства семьи, или предприятия, или каких-нибудь других, не зависящих от больного обстоятельств он не попадает в психиатрическую больницу. Чаще всего его туда приводит начало алкогольного психоза.
Первые проявления безумия, всегда сопровождающиеся тревогой, беспокойством и сильным страхом, настолько пугают больного, что, когда они проходят, он дает торжественную клятву: «Никогда, ни при каких обстоятельствах ни капли этой гадости в рот брать не буду!» После выздоровления угрызения совести постепенно смягчаются и исчезают, и человек очень быстро уступает настоянию собутыльников. Если к тому же он остается один, без семьи, без моральной поддержки, то деградирует все больше и больше и в конце концов либо замерзает пьяный где-нибудь в закоулке, либо отмораживает себе руки и ноги.
На каждом этапе этого трудного для всех — и для алкоголика, и для его жены — пути есть моменты, когда появляется возможность помочь в беде. Таких возможностей много, обо всех говорить нет необходимости, тем более что любящая женщина сама их не пропустит.
