Необычные опыты на крысах показали, что склонность к употреблению наркотиков и алкоголя может передаваться от отца к сыну благодаря тому, что наркотики меняют структуру белковой "упаковки" ДНК родителей.
Генетический материал человека и всех других живых существ с обособленным клеточным ядром упакован в особые белки-гистоны, которые удерживают свернутую ДНК на месте и влияют на считываемость отдельных генов.
В последние годы генетики находят все больше намеков на того, что эта обертка ДНК участвует в передаче информации между поколениями и позволяет животным и растениям быстрее приспосабливаться к новым условиям среды, и проблемы с перезаписью особых меток на ее поверхности оказались связаны с предрасположенностью к гомосексуальности и суицидам среди людей. Лэ Цюминь (Le Qiumin) из университета Фудань в Шанхае (Китай) и его коллеги открыли еще одну необычную связь между эпигенетикой и поведением людей и животных, наблюдая за тем, как различалось поведение детенышей крыс, принимавших кокаин на протяжении долгого времени перед продолжением рода. Как подчеркивают ученые, наркотики в семье грызунов принимал только отец – мать никогда не притрагивалась к кокаину, что исключало возможность развития зависимости у ее детенышей еще во время внутриутробного развития благодаря проникновению молекул наркотика в плод. Вырастив потомство, ученые подключили их к той же кокаиновой "капельнице", что и отцов, позволив им самостоятельно нажимать на кнопку, которая вводила порцию наркотика в организм.
Наблюдая за их поведением и действиями потомства грызунов из контрольной группы, ученые пытались понять, повлиял ли прием наркотиков их отцом на склонность к употреблению кокаина.
Оказалось, что это действительно так – у таких крысят зависимость от кокаина развивалась быстрее, и мозг гораздо сильнее реагировал на наркотик, чем у других детенышей.
Подобная реакция была характерна и для следующего поколения крысят даже в том случае, если их родители никогда не употребляли кокаин. То есть, крысы наследовали повышенную уязвимость к действию наркотиков, и что эти изменения могут передаваться от отца к его детям. Проанализировав различия в работе мозга и других частей организма, ученые пришли к выводу, что подобное наследование предрасположенности к употреблению наркотиков было связано с изменениями в структуре белковой упаковки ДНК, которые произошли еще в организме их отца. В пользу этого говорит то, что Цюминь и его коллеги зафиксировали тысячи изменений в структуре этих белков при развитии зависимости у еще первого поколения грызунов. Примерно половина этих изменений сохранилась в ДНК их детей и внуков. Если нечто похожее характерно и для человека, то это, как считают ученые, хорошо объясняет то, почему алкоголизм и наркомания часто приобретают семейный и наследственный характер.
Возможно, восстановление нормальной структуры эпигенетических меток еще во время внутриутробного развития может помочь детям бывших алкоголиков и наркоманов избежать повторения участи их отцов и матерей.
