Сходство клинической картины алкогольного галлюциноза с шизофренией, по-видимому, приводило к тому, что некоторые психиатры рассматривали синдром вербального галлюциноза и некоторые другие симптомы, как раскрытие в психозе шизофренических механизмов и, тем самым ставили под сомнение алкогольное происхождение этих психотических состояний. Поэтому в случаях алкогольного галлюциноза вопрос отграничения его от шизофрении приобретает большую остроту и важное практическое значение.
В то время, как белая горячка описывалась многими авторами как определенное алкогольное заболевание с характерными для него клиническими особенностями, в литературе не встречается четкого выделения клинических границ алкогольного галлюциноза. Это, по-видимому, объясняется тем, что долгое время этиологическая принадлежность алкогольного галлюциноза оставалась спорной,, и он описывался в рамках различных психических заболеваний, иногда ничего общего не имеющих с алкоголизмом.
К ранним описаниям алкогольного галлюциноза следует отнести работу французского врача Марселя, который в 1847 г. описал душевное расстройство, возникающее при хроническом алкоголизме и характеризующееся бредовыми идеями на фоне многочисленных слуховых галлюцинаций.
В 1874 г. это заболевание было подробно описано Назе под названием «бред преследования душевнобольных». По мнению Назе, болезнь эта представляет собой остро развивающийся психоз, характеризующийся, главным образом, слуховыми, реже зрительными галлюцинациями, обычно неприятного, оскорбительного содержания.
Название — острый алкогольный галлюциноз — принадлежит Вернике, который в основном описал клинику и психопатологию острого алкогольного галлюциноза, считая его самостоятельной формой алкогольного психоза, имеющего свою характерную клиническую картину и течение. В описании клиники алкогольного галлюциноза он также значительное место уделил различным бредовым переживаниям, считая, что эти два психопатологических симптома нередко сочетаются друг с другом.
Яркое и достаточно полное описание клиники алкогольного галлюциноза мы встречаем также в руководствах по психиатрии отечественных и зарубежных авторов (Крепелин, Бонгеффер и др.).
Э.Крепелин, называя эту болезнь галлюцинаторным помешательством пьяниц, выделил его острую и затяжную формы.
К.Бонгеффер описал эту болезнь под названием «острый галлюциноз пьяниц» и считал ее разновидностью острых алкогольных психозов.
Имеются указания на острые алкогольные галлюцинозы и у французских авторов. Кроме упомянутого уже Марселя, Jlacer и Легранд Солле описывают остро развивающийся у хронических алкоголиков бред преследования с обильными слуховыми галлюцинациями.
Вслед за Назе, Вернике, Крепелиным, рассматривавшими алкогольные галлюцинозы, как заболевание чисто алкогольного происхождения, многие другие авторы — Блейлер, Вольфенсбергер, Полиш, Гретер, Циен — подвергали сомнению алкогольный генез этих галлюцинозов, считая, что в возникновении их большую роль играют различные эндогенные факторы (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и т. д.).
Блейлер писал: «В острых и хронических случаях алкогольного галлюциноза мне всегда удавалось выявить шизофренические проявления, которые давали мне основание думать о латентной шизофрении в этой группе случаев».
Однако после Блейлера многие психиатры зашли так далеко, что признавали алкогольными психозами только белую горячку и корсаковский психоз как различные клинические формы алкогольных психозов, в то время как другие авторы относили острый алкогольный галлюциноз к маниакально-депрессивному психозу и шизофрении.
Представитель школы Блейлера Вольфенсбергер считал, что преобладающее большинство алкогольных галлюцинозов можно расценивать как реакции шизофренического мозга на определенный вид алкогольного отравления.
